Занимательная физика для старшеклассников

«Занимательная физика для старшеклассников»

Возраст: от 15 до 17 лет

План приема: до 20 детей

Форма обучения: очная

ОВЗ: Нет 

Адрес: 

369000, Россия, Карачаево-Черкесская республика,, г. Черкесск, ул. Горького, 1

Муниципалитет: 

г. Черкесск

Все программы организатора: 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9 г. Черкесска им. Хапсирокова К-Г.Х.»

Контакты организации: 

+7 (878) 226-37-17

gimn9cherk@yandex.ru

gimnazia9.ed09.ru

Программа  «Занимательная физика»  представляет  интегрированный курс.  Центром  курса  является единство  методов  естественнонаучного  познания:  организация процесса обучения,  ориентированная  на  овладение наблюдениями,  исследованиями,  самостоятельным  выполнением  работы;  формирование  общеучебных   умений  и  навыков  учащихся. Раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Основное внимание уделяется знакомству с методом научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

В  курс  включено  множество  различных  лабораторных  работ.

Возраст обучающихся является важным для профессионального самоопределения. Возможно, что проснувшийся интерес к исследованиям в области естествознания может перерасти в будущую профессию. Содержание программы, формы организации деятельности на занятиях будут способствовать формированию важных коммуникативных компетенций, в том числе:

—      организация и проведение эксперимента;

—      поиск, сбор, отбор и анализ информации;

—      организация и представление информации;

—      организация дискуссии и участие в дискуссии.

ПЕДАГОГИ

Аджиева Анжела Борисовна, учитель физики.

РАСПИСАНИЕ

Занятия проводятся  каждую среду с 15.00 до 16.30 с перерывом на перемену в 10 минут. 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Физика и физические методы изучения природы

Кинематика

Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение.
  2. Зависимость траектории движения тела от системы отсчёта.
  3. Свободное падение тел в трубке Ньютона.
  4. Равноускоренное прямолинейное движение.

Экспериментальные лабораторные работы:

  1. Получения уравнения траектории по стробоскопической фотографии.
  2. Измерение ускорения. Измерение начальной скорости тела, брошенного горизонтально.

Динамика

Демонстрации:

  1. Явление инерции.
  2. Взаимодействие тел.
  3. Сложение сил. Измерение силы.
  4. Зависимость силы упругости от деформации пружины.
  5. Второй закон Ньютона.
  6. Третий закон Ньютона.

Экспериментальные лабораторные работы:

  1. Исследование зависимости силы сопротивления при движении тела в воздухе от скорости тела.
  2. Исследование условий скольжения тела по наклонной плоскости.

Механическая работа и энергия. Законы сохранения в механике. Статика.

Демонстрации:

  1. Закон сохранения импульса.
  2. Реактивное движение модели ракеты.

Экспериментальные лабораторные работы:

  1. Изучение зависимости силы реакции водяной струи от скорости ее истечения и секундного расхода жидкости.
  2. Проверка зависимости между скоростями движения жидкости в струе переменного сечения с помощью шприца (без иглы) и линейки.

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

  1. Реактивное движение в природе.
  2. Методы измерения артериального кровяного давления.

Механические колебания и волны

Демонстрации:

  1. Наблюдение колебаний тел.
  2. Зависимость периода колебания нитяного маятника от длины нити.
  3. Зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
  4. Явление резонанса.

Экспериментальные лабораторные работы:

  1. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины.
  2. Измерение параметров гармонических колебаний.

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

  1. Струнные музыкальные инструменты.
  2. Измерение шумового фона и оценка влияния уровня шумового загрязнения на здоровье людей.

Строение и свойства вещества. Тепловые явления.

Демонстрации:

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
  2. Модель хаотического движения молекул.
  3. Модель броуновского движения.

Экспериментальные лабораторные работы:

  1. Измерение концентрации молекул газа в комнате.
  2. Измерение поверхностного натяжения.
  3. Изучения упругой деформации резины.
  4. Исследование явления диффузии жидкостей.

Электрические явления

Демонстрации:

  1. Электризация тел.
  2. Два вида электрических зарядов.
  3. Закон сохранения электрического заряда.
  4. Проводники и изоляторы.

Экспериментальные лабораторные работы:

  1. Наблюдение электризации полимеров.
  2. Исследование жидких проводников.
  3. Наблюдение теплового действия электричества.

Демонстрации:

  1. Опыт Эрстеда.
  2. Магнитное поле тока.
  3. Действие магнитного поля на проводник с током.
  4. Устройство электродвигателя.
  5. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
  6. Электромагнитная индукция.

Экспериментальные лабораторные работы:

  1. Изучение ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
  2. Исследование зависимости силы тока от емкости конденсатора в цепи переменного тока.

Оптика.

Демонстрации:

  1. Прямолинейное распространение света.
  2. Отражение света.
  3. Преломление света.
  4. Дисперсия белого света в призме.
  5. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Экспериментальные лабораторные работы:

  1. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки.
  2. Изучение поляризации света.

Квантовые явления. Физика атома и атомного ядра

Демонстрации:

  1. Фотоэффект.
  2. Линейчатые спектры излучения.
  3. Лазер.
  4. Наблюдение треков альфа – частиц в камере Вильсона.
  5. Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих излучений.
  6. Дозиметр.

Экспериментальные лабораторные работы:

  1. Исследование зависимости мощности излучения нити лампы накаливания от температуры.
  2. Изучение люминесцентной лампы.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Обеспечение условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Умения и навыки:

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

владение основными методами научного познания, используемые в физике, такими как: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения решать физические задачи;

сформированность умений применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

особых условий нет.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

кабинет физики, учебные места (столы, стулья), приборы.

СТОИМОСТЬ

Программа реализуется за счет бюджетных средств.

Обсуждение закрыто.