«Занимательная физика для старшеклассников»
Возраст: от 15 до 17 лет
План приема: до 20 детей
Форма обучения: очная
ОВЗ: Нет
Адрес:
369000, Россия, Карачаево-Черкесская республика,, г. Черкесск, ул. Горького, 1
Муниципалитет:
Все программы организатора:
Контакты организации:
gimnazia9.ed09.ru
Программа «Занимательная физика» представляет интегрированный курс. Центром курса является единство методов естественнонаучного познания: организация процесса обучения, ориентированная на овладение наблюдениями, исследованиями, самостоятельным выполнением работы; формирование общеучебных умений и навыков учащихся. Раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Основное внимание уделяется знакомству с методом научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
В курс включено множество различных лабораторных работ.
Возраст обучающихся является важным для профессионального самоопределения. Возможно, что проснувшийся интерес к исследованиям в области естествознания может перерасти в будущую профессию. Содержание программы, формы организации деятельности на занятиях будут способствовать формированию важных коммуникативных компетенций, в том числе:
— организация и проведение эксперимента;
— поиск, сбор, отбор и анализ информации;
— организация и представление информации;
— организация дискуссии и участие в дискуссии.
ПЕДАГОГИ
Аджиева Анжела Борисовна, учитель физики.
РАСПИСАНИЕ
Занятия проводятся каждую среду с 15.00 до 16.30 с перерывом на перемену в 10 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Физика и физические методы изучения природы
Кинематика
Демонстрации:
- Равномерное прямолинейное движение.
- Зависимость траектории движения тела от системы отсчёта.
- Свободное падение тел в трубке Ньютона.
- Равноускоренное прямолинейное движение.
Экспериментальные лабораторные работы:
- Получения уравнения траектории по стробоскопической фотографии.
- Измерение ускорения. Измерение начальной скорости тела, брошенного горизонтально.
Динамика
Демонстрации:
- Явление инерции.
- Взаимодействие тел.
- Сложение сил. Измерение силы.
- Зависимость силы упругости от деформации пружины.
- Второй закон Ньютона.
- Третий закон Ньютона.
Экспериментальные лабораторные работы:
- Исследование зависимости силы сопротивления при движении тела в воздухе от скорости тела.
- Исследование условий скольжения тела по наклонной плоскости.
Механическая работа и энергия. Законы сохранения в механике. Статика.
Демонстрации:
- Закон сохранения импульса.
- Реактивное движение модели ракеты.
Экспериментальные лабораторные работы:
- Изучение зависимости силы реакции водяной струи от скорости ее истечения и секундного расхода жидкости.
- Проверка зависимости между скоростями движения жидкости в струе переменного сечения с помощью шприца (без иглы) и линейки.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
- Реактивное движение в природе.
- Методы измерения артериального кровяного давления.
Механические колебания и волны
Демонстрации:
- Наблюдение колебаний тел.
- Зависимость периода колебания нитяного маятника от длины нити.
- Зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
- Явление резонанса.
Экспериментальные лабораторные работы:
- Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины.
- Измерение параметров гармонических колебаний.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
- Струнные музыкальные инструменты.
- Измерение шумового фона и оценка влияния уровня шумового загрязнения на здоровье людей.
Строение и свойства вещества. Тепловые явления.
Демонстрации:
- Диффузия в растворах и газах, в воде.
- Модель хаотического движения молекул.
- Модель броуновского движения.
Экспериментальные лабораторные работы:
- Измерение концентрации молекул газа в комнате.
- Измерение поверхностного натяжения.
- Изучения упругой деформации резины.
- Исследование явления диффузии жидкостей.
Электрические явления
Демонстрации:
- Электризация тел.
- Два вида электрических зарядов.
- Закон сохранения электрического заряда.
- Проводники и изоляторы.
Экспериментальные лабораторные работы:
- Наблюдение электризации полимеров.
- Исследование жидких проводников.
- Наблюдение теплового действия электричества.
Демонстрации:
- Опыт Эрстеда.
- Магнитное поле тока.
- Действие магнитного поля на проводник с током.
- Устройство электродвигателя.
- Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
- Электромагнитная индукция.
Экспериментальные лабораторные работы:
- Изучение ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
- Исследование зависимости силы тока от емкости конденсатора в цепи переменного тока.
Оптика.
Демонстрации:
- Прямолинейное распространение света.
- Отражение света.
- Преломление света.
- Дисперсия белого света в призме.
- Получение белого света при сложении света разных цветов.
Экспериментальные лабораторные работы:
- Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки.
- Изучение поляризации света.
Квантовые явления. Физика атома и атомного ядра
Демонстрации:
- Фотоэффект.
- Линейчатые спектры излучения.
- Лазер.
- Наблюдение треков альфа – частиц в камере Вильсона.
- Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих излучений.
- Дозиметр.
Экспериментальные лабораторные работы:
- Исследование зависимости мощности излучения нити лампы накаливания от температуры.
- Изучение люминесцентной лампы.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Обеспечение условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Умения и навыки:
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемые в физике, такими как: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умений применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
особых условий нет.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
кабинет физики, учебные места (столы, стулья), приборы.
СТОИМОСТЬ
Программа реализуется за счет бюджетных средств.