Юный Эколог

«Юный Эколог»

Возраст: от 11 до 15 лет

План приема: до 17 детей

Форма обучения: очная

ОВЗ: Нет

Адрес:

ул. Горького, д. 1

Муниципалитет:

г. Черкесск

Все программы организатора:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9 г. Черкесска им. Хапсирокова К-Г.Х.»

Контакты организации:

+7 (878) 226-37-17

gimn9cherk@yandex.ru

gimnazia9.ed09.ru

Соответствовать высоким требованиям современных условий жизни может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно — экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе.

Программа объединения «Юный эколог» имеет естественнонаучную направленность. рассчитана на 3 года для детей 11-14 лет. Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности.

 

ПЕДАГОГИ

Курелова Амина Юрьевна, учитель биологии и химии.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения.

  1. Введение.

Вводное занятие. Жизнь на Земле. Экскурсия «Живая и неживая природа».

  1. Экология растений.

Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Изменения окружающей среды. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке». Условия жизни растений. Значение света в жизни растений. Условие образования хлорофилла. Обнаружение и выделение хлорофилла.. Минеральное питание растений. Знакомство с минеральными удобрениями Что такое устьица? Определение состояния устьичных клеток. Растения саванн и степей. Растения пустынь и полупустынь. Растения тайги. Растения тропических лесов. Природные зоны. Экологический проект «Растения наши друзья».

  1. Жизнь животных .

Животные, какие они? Динозавры – вымерший вид животных Хищники. Травоядные. Падальщики. Взаимоотношения в животном мире. Просмотр видеофильма о жизни динозавров Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений Опасные животные нашей местности

  1. Реки и озера

Реки и озера Получение кислорода под водой Пресноводные животные и растения Пресноводные животные и растения Жизнь у рек и озер Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

 

2 год обучения.

  1. Человек и животные.

Одомашнивание животных. Жизнь среди людей. Ролевая игра «Это все кошки». Домашние животные. Викторина «Собаки – наши друзья». Уход за домашними животными. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Экзотические домашние животные. Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. Вакцина. Прививка. Значение животных в жизни человека. Животноводство. Породы животных.

  1. Экология человека.

Жилище человека – его среда обитания. Факторы, влияющие на здоровье человека. Санитарная проверка пищевых продуктов по упаковке и этикетке. Гигиена человека. Техника и методика самомассажа.

  1. Сельскохозяйственный труд.

Почва. Семена овощных и декоративных культур Уборочная страда. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений. Подготовка почвы на пришкольном участке. Составление проекта клумбы. Выбор растений для клумбы.

Пикировка. Высадка рассады на участке. Составление графика полива. Декоративные растения. Рыхление. Высадка культурных растений. Вредители сельскохозяйственных культур. Биологические методы борьбы с вредителями.

Насекомые опылители. Птицы — помощники на огороде.

 

3 год обучения

  1. Введение

Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экскурсия «Экологические объекты окружающей среды». Оформление выставки поделок из природного материала.

  1. Основы исследовательской деятельности.

Методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор темы. Постановка проблемы, формулирование цели и задач. Методики исследования. Экскурсия в окрестности школы, сбор проб. Проведение опросов, исследований.

Обработка и анализ полученных результатов. Правила работы с литературой по теме. Работа с информационными источниками по теме своей работы. Выводы по своей работе, рекомендации, оформление списка литературы Оформление материалов по своей работе, выбор формы презентации. Оформление работы. Подготовка доклада для конференции. Конференция «Экологическое состояние окрестностей школы». Презентация творческих и исследовательских работ. Оформление выставки по результатам конференции Круглый стол «Подведение итогов работы над темой».

  1. Антропогенное воздействие на биосферу.

Влияния на биосферу, виды влияний, их последствия. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы. Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Рассматривание пыли под микроскопом. Роль зеленых насаждений в защите от пыли. Основные источники химического загрязнения воды. Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы. Проведение исследовательских работ, сбор проб, химический анализ воды. Оформление результатов исследовательской работы. Оформление стенда «Вода – это жизнь». Загрязнители почв Экологические последствия загрязнения литосферы. Экскурсия «Свалки города», «Выявление несанкционированных свалок в окрестностях школы». Оформление фотовыставки «Свалки – боль города», выставки поделок «Вторая жизнь вещей» Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Что такое биоиндикация. Биоиндикация на примере лишайника. Биоиндикация на примере сосны, липы, ряски, моллюсков и др. Оформление работ по биоиндикации. Конференция по результатам исследовательских и творческих работ учащихся. Оформление выставки по результатам конференции.

  1. Подведение итогов.

Подготовка к конференции исследовательских работ. Анализ и самоанализ результатов работы за год Поход.

 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

 

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Учащиеся должны знать:

  • Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
  • Методики проведения исследований по темам;
  • Основные экологические понятия и термины;
  • Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
  • Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
  • Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
  • Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
  • Виды — биоидикаторы чистоты водоемов;
  • Критерии выделения сапробности водоемов.
  • Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
  • Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.

Учащиеся должны уметь:

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений.
  • Оценивать состояние городской среды и местных экосистем.
  • Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования.
  • Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования.
  • Проводить анкетирования, социологические опросы.
  • Применять коммуникативные навыки;
  • Работать с определителями растений и животных;
  • Работать с различными источниками информации.
  • Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

 

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Особых условий нет.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

  1. Шкаф для хранения оборудования и инструментов.
  2. Парты / стулья.
  3. Школьная доска.
  4. Микроскопы.
  5. Приборы для исследований.
  6. Компьютер.
  7. Мультимедийный проектор.
  8. Книжные издания.
  9. Наглядные пособия.

 

СТОИМОСТЬ

Программа реализуется за счет бюджетных средств.

Обсуждение закрыто.